Инструментальные исследования и отчет по программе производственного экологического контроля (ПЭК)

В соответствии с требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, отнесенных к I-III категории негативного воздействия, обязаны разработать программу производственного экологического контроля.

Результатом выполнения данной программы является проведение комплекса инструментальных исследований для оценки негативного воздействия на окружающую среду, которые обобщаются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и представляются в территориальный орган Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (для региональных объектов). Срок представления отчета – до 25 марта года, следующего за отчетным

Форма и состав материалов отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определены Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261.

В соответствии с указанным документом отчет содержит:

  • результаты контроля атмосферного воздуха и промышленных выбросов;
  • сведения о результатах наблюдения за водными объектами (в части морфометрических особенностей) и их водоохранными зонами;
  • результаты учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах); 
  • результаты проведения проверок работы очистных сооружений; 
  • сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Особенности заполнения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 г. № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». С выходом данного документа заполнение отчета приобрело ряд нюансов, которые оказывают существенное влияние на правильность выполнения производственного экологического контроля в целом.

За невыполнение обязанностей по проведению производственного экологического контроля, а также обязанностей по оформлению отчета о его организации и результатах и подаче его в установленном порядке в территориальные органы Росприроднадзора предусмотрены штрафные санкции для юридических лиц: ст. 8.1 КоАП РФ – до 100 тыс. рублей, ст. 8.5 КоАП РФ – до 80 тыс. рублей. 

Основу для заполнения отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля составляют протоколы инструментальных исследований, которые в соответствии с требованиями законодательства РФ должны выполняться аккредитованной лабораторией

Наличие в организационно-штатной структуре ГК «ЭКО ЦЕНТР» собственного лабораторного комплекса позволяет решить все необходимые задачи, связанные с выполнением программы производственного экологического контроля. 

В составе лабораторного комплекса ГК «ЭКО ЦЕНТР» - пять аккредитованных инструментальных лабораторий. Это позволяет нам добиться наилучших результатов по стоимости, оперативности и точности выполняемых исследований. 

Лабораторный комплекс ГК «ЭКО ЦЕНТР» имеет аккредитацию на проведение более 400 исследований во всех средах, что в подавляющем большинстве случаев позволяет выполнить инструментальные исследования на любых, в том числе крупнейших в РФ промышленных объектах, без привлечения субподрядных организаций. 


Проводить инструментальные исследования и оформлять отчет по программе производственного экологического контроля нужно в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • наличие собственного лабораторного комплекса, состоящего из пяти аккредитованных испытательных лабораторий, позволяет ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполнять инструментальные исследования быстро, качественно и с минимальными затратами;
  • ГК «ЭКО ЦЕНТР» располагает собственным автопарком специализированного транспорта, а также необходимым количеством современного аналитического оборудования;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных и инструментальных методик при определении характеристик выбросов  и сбросов в окружающую среду;
  • экологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняет проектные и аналитические работы в области экологии по всей территории РФ);
  • в группе компаний работают признанные эксперты в сфере охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • состав инструментальных исследований и отчет по программе производственного экологического контроля проходят обязательный нормоконтроль, что позволяет минимизировать вероятность вопросов к указанным материалам при прохождении проверок уполномоченными государственными органами;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При проведении инструментальных исследований и оформлении отчета по программе производственного экологического контроля в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов и сбросов загрязняющих веществ  в окружающую среду, что приводит к перерасходу денежных средств и претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • специалисты подрядной организации из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате данные производственного экологического контроля оказываются полностью не соответствующими реальной картине негативного воздействия, создаваемого предприятием;
  • замеры выполняются лабораторией, не имеющей аттестата аккредитации, что делает результаты производственного экологического контроля неправомочными с точки зрения соблюдения требований законодательства РФ;
  • отчет по программе производственного экологического контроля в целях экономии выполняется без инструментальных исследований, на основе расчетных методик и информации, содержащейся в ранее разработанных проектах, что в дальнейшем гарантированно вызовет вопросы органов государственного экологического надзора;
  • подделка протоколов со стороны подрядчика - к сожалению, это достаточно распространенная практика, которая может стать причиной серьезных проблем для предприятия;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории приводит к необходимости привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • в стоимости проектных работ заложены иные скрытые условия и платежи.
Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 7, ст. 67)

  • Приказ Минприроды России от 18.02.2022 г. № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

  • Приказ Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»

  • Приказ Минприроды России от 16.10.2018 г. № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»
Согласующие органы
  • Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора, а также объектов регионального надзора в случае, если у юридического лица есть другие объекты федерального надзора)

  • Уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов регионального надзора)
Результат работ
  • Сданный в уполномоченный государственный орган отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Срок действия
  • Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за отчетный год подается в уполномоченный государственный орган до 25 марта года, следующего за отчетным
Ответственность
  • Ст. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.

  • Ст. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.
Дополнительная информация