Схема водопотребления и водоотведения – документ, необходимый для организации учета объема потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод.
Указанный документ необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, осуществляющим пользование водным объектом, а также недропользователям, осуществляющим забор воды из подземных водных объектов.
Особое внимание на подготовку схемы водопотребления и водоотведения следует обратить недропользователям. Как правило, требование о разработке схемы водопотребления и водоотведения прописывается в специальных требованиях лицензии на добычу подземных вод. Кроме того, согласование технического проекта разработки месторождения подземных вод, утверждение оценки запасов подземных вод и получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод невозможно без разработки вышеуказанного документа.
Разработка схемы водопотребления и водоотведения регламентируется Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» и Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
Схема водопотребления и водоотведения выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и содержит:
В свою очередь, пояснительная записка содержит:
Обращаем внимание, что недропользователи, осуществляющие добычу подземных вод, обязаны разрабатывать и согласовывать схему водопотребления и водоотведения даже при отсутствии данного требования в условиях лицензионного соглашения!
В рамках исполнения требований законодательства, после разработки схемы водопотребления и водоотведения необходимо ее согласование с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – РОСНЕДРА.
Невыполнение требований по разработке и согласованию схемы водопотребления и водоотведения чревато наложением штрафных санкций по статье 8.14 КоАП РФ – до 100 тысяч рублей с перспективой административной приостановки деятельности на срок до 90 суток.
Для недропользователей возможен штраф до 500 тысяч рублей согласно статье 7.3. КоАП РФ.
Нельзя не упомянуть также о самом неприятном аспекте взаимодействия с проектной организацией - отсутствии сопровождения разработанного проекта. Бессмысленно говорить, что сам по себе проект не имеет практического смысла - важен результат его рассмотрения со стороны надзорных органов.
С 01.01.2021 г. Приказ Минприроды России № 205 от 08.07.2009 г. отменен в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора».
Вместе в тем, с 01.01.2021 г. вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 г. № 903. Порядок ведения собственниками объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее – Порядок), утвержденный данным Приказом, не содержит требований по составлению Схемы и ее согласованию.
По вопросам, связанным с разработкой гидрогеологической и экологической документации предприятия и исполнением актуальных требований законодательства, обратитесь в один из территориальных офисов ГК «ЭКО ЦЕНТР» или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.