Лицензирование в области обращения с отходами


Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензируемые виды деятельности в сфере обращения с отходами имеют следующие определения:

  • сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
  • транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
  • обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
  • утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
  • размещение отходов - хранение и захоронение отходов, в свою очередь: хранение - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Обращаем внимание, что требования о лицензировании деятельности по обращению с отходами относятся исключительно к отходам I - IV классов опасности, лицензирование деятельности по обращению с отходами V класса опасности не требуется. В частности, не требуется лицензирование деятельности по обработке упаковочного картона или пленки и т.д.

В 2018 году изменилось определение понятие «сбор отходов» (актуальное определение приведено выше). Учитывая данные требования, лицензирование деятельности по сбору отходов с целью передачи сторонней организации не требует лицензирования (например, в случае, если арендодатель собирает отходы у арендаторов и передает транспортировщику отходов; в свою очередь транспортировщик также может не иметь лицензии на сбор, если он не будет самостоятельно заниматься обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением данных отходов).

Получение лицензии в области обращения с отходами представляет собой сложную административную процедуру, имеющую массу нюансов.

Работа по формированию лицензионного пакета включает в себя: подготовку организационных и методических материалов, документов по обучению персонала, получение необходимых разрешений в санитарных органах, заключение сопроводительных договоров и выполнение других работ.

Оформление лицензии на обращение с отходами налагает особую ответственность на лицензируемую организацию в части соблюдения норм природоохранного законодательства.

Профильное подразделение ГК «ЭКО ЦЕНТР» оказывает профессиональную помощь при получении лицензий на обращение с отходами, помогая избежать типовых ошибок, комплексно сопровождая все этапы процедуры оформления лицензии.

Результатом работы является лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации и адреса осуществления деятельности.

Отсутствие лицензии в области обращения с отходами может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями вплоть до приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ). 


Для сопровождения процедуры оформления лицензии в области обращения с отходами нужно выбрать ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • сопровождение процедуры оформления лицензии ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела, занимающегося вопросами обращения с отходами;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при подготовке пакета документов, выбора кодов отходов и групп отходов, что впоследствии позволяет заказчику вести коммерческую деятельность на законных основаниях и с широкими возможностями;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество аналогичных работ в различных регионах РФ);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • в стоимости проектных работ мы не закладываем скрытых условий и платежей;
  • в случае необходимости лабораторных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • возможности ГК «ЭКО ЦЕНТР» позволяют не только получить лицензию в области обращения с отходами, но и комплексно подготовить всю необходимую природоохранную документацию в формате «единого окна»;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области обращения с отходами, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При сопровождении процедуры оформления лицензии в области обращения с отходами в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • непонимание со стороны проектной или консалтинговой организации процесса сопровождения согласования, что приводит к потере времени заказчика и отрицательному результату по работе в целом;
  • неправильное информирование или непонимание требований состава лицензионного пакета является причиной отказа по работе из-за отсутствия части природоохранной документации;
  • некорректно и неполно прописанные коды отходов в лицензионном пакете не позволяют впоследствии заказчику принимать часть отходов у потенциальных клиентов;
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
Правовые основы

  • Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 12)
  • Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»).
Согласующие органы
  • Департамент (либо Управление) Росприроднадзора по субъекту РФ либо уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (по отдельному соглашению с Росприроднадзором)
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной аккредитованный орган)
  • Территориальные органы Роспотребнадзора
Результат работ
  • Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Срок действия
  • Для лицензий, выданных после 01.07.2015 г. - бессрочно. Лицензии, выданные до 01.07.2015 г., нуждаются в переоформлении.
Ответственность
  • ст. 8.2 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 250 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
  • ст.14.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 50 тыс. руб.
  • ст. 19.20 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 250 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток.