решён
0
рейтинг

Методика расчета шума от линейных источников

У вас есть хорошо оформленная методика, которая дает, мягко говоря, непонятные мне результаты. 4 типа расчета -- и все совершенно не годятся для реальной жизни, и дают некорректные результаты. 1. Зачем считать в отдельном модуле ШХТП Lw1/м в условиях застройки? Там что, измеряли в условиях застройки в 7.5 м? Зачем это все дальнейшее? Только для некорректного расчета, больше ни для чего. Однако это значение входит в исходные данные отчета, что неприемлемо. Нет там такого. Нигде. 2. Хорошо оформлен модуль расчета ШХТП от потока. НО. Зачем вы берете какие-то совершенно левые значения из ОНД, в котором, если вы прочтете внимательно, говорится о "проектируемых потоках". Нельзя так бездумно подходить, и подводить людей, которые не в курсе, вводите в заблуждение. Некорректные расчеты получаются. 3. Совсем небольшие потоки. Единичные машины. ГОСТ 41.51 -- у АТС есть уровень звука в 7.5 м. (Ура!!) Не максимальный, не эквивалентный. Оно так шумит, когда едет. La=La(v=50)+32lg(v/50) это уровень звука в 7.5 м от единичного автомобиля по ГОСТ 41.51. при v=50км/ч La=80дБА для грузовых и 72дБА для легковых. При этом, уравнение это -- аппроксимация ЛМНК. На самом деле зависимость от скорости нелинейная: при скоростях менее [15:20] км/ч оно не дает нуль, как от него хотелось бы, а становится практически константой при La(v=[15:20]). Так что даже стоящие машины шумят, что нам известно :) Понятно, что все это усреднение, и в реальности все немного по-другому, однако, как написано, так и считаем. Более подробно, если интересно, посмотрите европейский стандарт составления шумовых карт и оценки рисков. Бесплатная софтина и вся теория для него называется CNOSSOS. Крайняя версия 2019 год. УЗМ единичной машины, если известно: Lwa=La+10lg(S/S0) S -- площадь сферы радиусом 7.5 м S0 -- площадь сферы, равная 1 кв.м. Эквивалентный УЗМ для единичного эквивалентного источника (на который разбивается дорога): Lwaeq=Lwa+10lg(l/(1000*v))+10lg(N) l -- длина единичного разбиения в метрах. Необязательно 1 метр. v -- выражается в км/ч, поэтому 1000 в дроби. Все должно быть в метрах. Максимум, что получит расчетная точка от такой дороги: 1. Если одна машина: эквивалентные: S->R: LogSum(Lwaeq(i)) максимальные: S->R: Lwa(ближайшая) 2. Две машины и больше: эквивалентные: S->R: LogSum(Lwaeq(i)) максимальные: S->R: Lwa(ближайшая)+10lg(n) n -- кол-во АТС в пределах видимости точки R. Поясню, а вы подумаете. Смысл измерений ШХТП в 7.5 или неважно на каком расстоянии r0, состоит в том, что предполагается бесконечная дорога. _Характеристика, а не влияние окружения. Это важно. Смысл в максимальных уровнях звука от дорог, да и от большинства источников (кроме ударных машин) в том, что эти уровни (максимальные) создаются не все время работы, а только иногда, и это и есть нормальный уровень звука машины. Он же максимальный. По определению ГОСТ, непостоянным уровень звука считается, когда в течение не более 5 секунд достигается максимальный уровень звука, который отличается от эквивалентного (в пределах времени измерения) на 10 дБ и более. Про автодороги с потоком больше 500 АТС/час такого сказать нельзя. Про рельсовые -- можно. Про единичные АТС -- можно. В СП 276.1325800.2016 "Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков" содержится огромное количество опечаток и ереси, наследованной от предыдущих документов. По этому СП составить можно алгоритмы, но результат не будет иметь физического смысла. Надо очень внимательно смотреть в эти СП. Опечаток масса. Как было раньше -- так и сейчас есть. Например, формула 27. Формула 5 там не сумма, а энергетическая сумма, ну и т.д. Не берите за основу этот документ, он токсичный. Там еще с десяток таких же критичных опечаток. Они надрали формул бездумно, и считают, что закрыли проблему. Посмотрите, например, СП 353.1325800.2017 "Защита от шума объектов метрополитена. Правила проектирования, строительства и эксплуатации", там без опечаток. И без претензии на то, что в СП 267.

Вулых Павел Петрович | 14 июля 2022 02:26

7 ответов


Я
Янчева Виктория
14 июля 2022 15:40

Добрый день. Благодарим за подробное изложение замечаний, они перенаправлены на рассмотрение в отдел разработки.

  •  0
В
Вулых Павел Петрович
15 июля 2022 15:21

Эта неточность имеет свойство быть устойчивой, а это одно из самых важных значений: УЗМ единичной машины, если известна La на расстоянии r0: Lwa=La+10lg(S(r0)/S0) S -- строго по ГОСТ -- прощадь ограничивающей поверхности. Для условий измерения -- это площадь полусферы радиусом r0. S0 -- площадь сферы, равная 1 кв.м. Строго говоря, эта простая формула -- результат интегрирования излучения по поверхности S. Так учитывается и вторая полусфера, под поверхностью плоскости, или +3 дБА, или отражение от поверхности. По сути энергетического процесса все корректно. Привожу эти оговорки для обоснования, если вдруг возникнут вопросы "куда дели вторую полусферу". Ничто не мешает поверхности быть не полусферой, а любой другой огибающей поверхностью. Такой подход можно (и нужно) использовать для более точных расчетов (в предположении, что шумит одинаково по всей поверхности). Примеры использования -- блоки кондиционеров, единичные машины с размерами больше r0. Обращаю Ваше внимание -- все это работает при условии предположения одинакового La во всех точках огибающей поверхности. Примеры, когда это не работает: трансформаторная будка. Там надо учитывать индивидуальные источники.

  •  0
В
Вулых Павел Петрович
15 июля 2022 16:16

  •  0
В
Вулых Павел Петрович
15 июля 2022 16:17
  •  0
В
Вулых Павел Петрович
15 июля 2022 16:48

Не подчеркнул существенную вещь для дорог с (относительно) низкой интенсивностью. Это все внутриквартальные проезды и автостоянки. Важные вещи в гражданском проектировании. Из предположения проезда единичного АТС, максимальный уровень звука в расчетной точке будет от точечного источника -- АТС. 1 атс. Ну, допустим 2. Не более. В расчетной точке эквивалентные значения энергетически суммируются. А максимальные? Их не более 2. Как считать? Проблема. Как моделировать автостоянки? Проблема. Самая главная проблема в том, что а общем алгоритме результаты в расчетной точке суммируются по энергии. Так нельзя делать с максимальными уровнями. Предлагаю "костыль" для таких случаев. Предлагаю считать максимальный вклад в максимальный уровень для каждой расчетной точки. Только для таких случаев, хотя и остальные расклады по максимальным уровням -- вопрос дискуссионный.

  •  0
В
Вулых Павел Петрович
15 июля 2022 17:43

Заодно уже заряжу "хотелки". 1. Описывать источники, препятствия, поверхность в отчетах имеет смысл в координатах. Это устоявшееся описание -- тройка (x,y,z). 2. Дать возможность установить в отчете, что конкретно выдавать в картрографии. Никому не нужны в 99.9% случаев изофоны от 31.5 до 8000. Экспертов устраивают картограммы Laeq и Lamax. Это практика по результатам 12 лет работы. Сделайте такое по умолчанию -- это будет правильно. А кому надо -- пусть добавят в отчет карты в СГЧ. 3. Предлагаю новый функционал -- выдачу в Clipboard или в Exсel сведений по вкладчикам. И в отчет также. Причем, сортированных по вкладчику. Можно продумать структуру данных и форму выдачи. Короче, для чего надо -- в проектах, где есть множество источников. Я работал с количествами до 600... И надо было заглушить только некоторые из них. Для этого надо расчитать вклады по крайней мере для 30 вкладчиков, они все примерно были одинаковые... Вообще, задача такого рода предполагает сложную оптимизационную задачу, но, к счастью, можно сделать проще. Дать хотя-бы запрошенных вкладчиков. А в идеале -- вы все равно их внутри расчета имеете -- всех. Можно ли предусмотреть выдачу такого массива данных для анализа? Вам это ничего не стоит, а мне, как счетоводу и разработчику и принимателю решений -- ценнейшая информация. Можно даже в DB таблице формата любого, я прочитаю. Как выделить тех, кого надо глушить и на сколько конкретно -- это, уж, извиняйте -- мое изобретение. Да и то сказать -- покамест алгоритм считает формально до цифири. А средства шумоглушения имеют определенные характеристики. Я только планирую с их учетом встроить логику What-IF, т.е. что будет, если глушители поставить на определенные системы и пересчитать по-быстрому, что получится... Так что изложил вам и обосновал хотелки. Что-то можно сделать очень быстро. Что-то -- только после анализа и серьезной работы. Удачи!

  •  0
Я
Янчева Виктория
19 июля 2022 14:43

Информация в отделе разработки. Спасибо!

  •  0
Этот запрос закрыт, если у вас подобная проблема, а предложенное решение не помогает - создайте, пожалуйста, новый запрос в Центре вопросов.
Нет времени ждать? Воспользуйтесь
расширенной лицензией
на техническую поддержку!
Поиск по вопросам

Может быть интересно

04.01.2019 13:00:43  2 Не запускается программа Полигон ТБО.
24.11.2020 13:06:25  1 (!) Активация программы «ЭКОцентр-РРВА» в ПК "Воздух". Инструкция.
17.12.2018 9:04:23  1 Почему вещество не попадает в список для расчета рассеивания?
19.12.2018 9:11:16  1 Бесплатные программы. Как загрузить?
20.12.2018 14:22:46  1 Виды лицензий (активации) для программ.
09.11.2023 13:58:36  3 Фоновый шум
01.06.2023 22:08:10  6 После обновления произошло искажение растровых подложек

Последние вопросы

28.03.2024 19:53:25  0 УПРЗА_«ЭКО_центр»_Руководство_пользователя. Последняя версия.
28.03.2024 12:22:30  1 УПРЗА учитывает среднесуточный фон, при наличии только фоновых значений по максимально разовым концентрациям. (НДВ)
28.03.2024 9:17:00  1 Оплата
27.03.2024 12:57:47  0 Сокращение объема выгрузки расчета рассеивания
26.03.2024 12:03:24  2 Таблица 8.1
25.03.2024 14:16:42  3 Ошибка при добавлении подложки из публичной карты
25.03.2024 9:11:23  1 Драйвер ЮСБ ключа
21.03.2024 13:23:45  1 Не запускается программа "Деревообработка"
20.03.2024 12:17:20  2 Подложка из ПКК
19.03.2024 11:03:08  5 Удельные Газовая резка углеродистой стали программа Сварка 2.0
ЦЕНТР ВОПРОСОВ