Проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения (проект ЗСО)

Разработка проекта зоны санитарной охраны (проект ЗСО) является обязательным требованием СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Цель проекта - защита водоносного горизонта от поверхностного загрязнения.  

Зона санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозабора и площадки водопроводных сооружений. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения потенциального загрязнения источников водоснабжения.

Проект ЗСО, разработанный специалистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», включает в себя:

  • определение границ ЗСО и составляющих ее поясов;
  • разработку специализированных картографических материалов;
  • составление плана природоохранных мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
  • регламентирование правил и режима хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО;
  • графическое описание местоположения границ ЗСО, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости с формированием файла в формате XML.

Утверждение проекта ЗСО происходит в несколько этапов, первым из которых является получение экспертного заключения во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или ином аккредитованном органе). Второй этап  - получение санитарно-эпидемиологического заключения в территориальном органе Роспотребнадзора. Утверждение проекта ЗСО происходит в уполномоченном органе государственной власти субъекта РФ. 

Отсутствие проекта ЗСО или несоблюдение требований организации зоны санитарной охраны влечет за собой существенный штраф - до 1 млн рублей с перспективой административной приостановки деятельности предприятия


Проект ЗСО нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • в составе  ГК «ЭКО ЦЕНТР» работает профильный гидрогеологический отдел, специалисты которого имеют многолетний опыт выполнения аналогичных работ;
  • ГК «ЭКО ЦЕНТР» в случае необходимости имеет возможность организации количественного химического анализа воды на рассматриваемом водозаборе с привлечением собственной аккредитованной лаборатории;
  • при разработке проекта используются методы расчета, которые не только позволяют пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу, но и могут быть успешно использованы в материалах оценки запасов подземных вод;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов ЗСО в различных регионах РФ);
  • в активе выполненных работ гидрогеологического отдела ГК «ЭКО ЦЕНТР» не только сотни выполненных проектов ЗСО подземных водозаборов, но и успешный опыт разработки проектов ЗСО поверхностных водных объектов;
  • профильные специалисты группы компаний обеспечивают комплексное выполнение гидрогеологических работ на всех стадиях эксплуатации водозабора; 
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


При разработке проекта ЗСО в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • неверно проведенные расчеты и формальное обследование поясов зоны санитарной охраны приводит в дальнейшем к огромным штрафам;
  • работа передается заказчику без файла в формате XML, что влечет за собой дополнительные расходы, а в перспективе - невозможность утверждения проекта ЗСО;
  • неверно рассчитанные пояса санитарной охраны ЗСО требуют разработки нового проекта ЗСО на стадии оценки запасов подземных вод;
  • дезинформирование заказчика о составе работ в проекте ЗСО влечет за собой непредусмотренные временные и материальные затраты: необходимость проведения количественного химического анализа подземных вод, согласования проекта ЗСО с собственниками смежных земельных участков и др.;
  • при составлении проекта ЗСО используется «шаблонный» метод, в результате которого расчеты и мероприятия, описанные в проекте, неприменимы на практике;
  • в стоимости работ заложены скрытые условия и платежи. 
Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 18, 19)
  • СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
  • СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
  • «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ст. 43)
Согласующие органы
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ
  •  Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
Результат работ
  • Утвержденный проект зоны санитарной охраны
  • Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иного аккредитованного органа)
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ
  • Утверждение проекта зоны санитарной охраны в Уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации
Срок действия
  • Бессрочно (кроме случаев увеличения водоотбора и изменения схемы водозаборного узла)
Ответственность
  • Ст. 7.3 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 500 тыс. руб
  • Ст. 8.42 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток