Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)


Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Указанные требования должны выполняться на всех объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), имеющих выбросы в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории НВОС.

Необходимо отметить, что так как мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ требуют согласования с органами исполнительной власти субъектов РФ, данные, отраженные в разделе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу (проекта ПДВ), не являются достаточными для удовлетворения указанного требования. Мероприятия должны представлять собой отдельную работу, согласованную в установленном порядке, однако расчеты, проводимые в ее составе, базируются на данных проекта ПДВ и инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В настоящий момент в ряде субъектов РФ приняты нормативно-правовые акты регионального уровня, определяющие требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ, а также соответствующие административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Как правило, данные документы реализуют требования достаточно старого нормативно-правового акта - РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», принятого еще в СССР.

Вместе с тем, с 27 июня 2020 г. вступили в силу требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, установленные Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий». В данном документе применяются подходы, отличающиеся от  принятых в РД 52.04.52-85.

Целью разработки указанных мероприятий является обеспечение снижения создаваемых выбросами источников приземных концентраций загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки.

При этом хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ:

  • на 15-20 % при НМУ 1 степени опасности; 
  • на 20-40 % при НМУ 2 степени опасности; 
  • на 40-60 % при НМУ 3 степени опасности.

Для объектов негативного воздействия на окружающую среду, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, применяются менее жесткие требования, связанные со спецификой осуществляемой деятельности.

Состав готовой работы включает в себя:

  • пояснительную записку;
  • расчет максимальных концентраций на различных режимах НМУ и предлагаемые мероприятия;
  • планы-графики контроля в периоды НМУ.

Как видно из состава работы, обязательным элементом разработки мероприятий является проведение расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Стоит отметить, что при любых изменениях, в результате которых максимальные разовые выбросы источника изменились более чем на 25%, мероприятия подлежат корректировке с последующим согласованием.

В случае нарушения требований законодательства в части разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ возможна административная ответственность по ст. 8.1. КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.

Специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» готовы выполнить для вашей организации данный вид работ в полном соответствии с нормативно-правыми актами в сфере охраны окружающей среды. 

Разработку мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела, занимающегося вопросами охраны атмосферного воздуха;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении технологических процессов, в рамках изменения которых возможно сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при минимальном воздействии на стабильность работы предприятия;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний разработано большое количество мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ в различных регионах РФ);
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный программистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу намного быстрее и качественнее путем автоматизации процессов;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные опыт и квалификация специалистов;
  • выбор проектировщиком заведомо невыполнимых мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ «по шаблонному принципу», что приводит к гарантированным штрафам для предприятия в момент необходимости выполнения мероприятий;
  • использование в качестве основы для разработки устаревшей нормативно-методической базы;
  • бездумное копирование расчетов из других природоохранных документов предприятия (например, проекта ПДВ), что выявляется при проведении согласования мероприятий и приводит к потере времени и репутации заказчика;
  • отказ проектной организации от сопровождения процесса согласования работы;
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон от 04.05.1999 г.  № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (п. 3, ст. 19)

  • Приказ Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»

  • Законодательные акты субъектов РФ
Согласующие органы
  • Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора
Результат работ
  • Разработанные и согласованные в соответствующих структурах мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ
Срок действия
  • Бессрочно (за исключением случая необходимости корректировки при изменении количественного и качественного состава максимально разовых выбросов)
Ответственность
  • cт. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.