Постановка на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)


Постановка на учет объектов негативного воздействия (далее - НВОС) – одно из ключевых требований экологического законодательства, на котором базируется разделение ответственности природопользоваталей в части разработки документации по охране окружающей среды

Кроме того, в связи с обязательным применением риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий как федерального, так и регионального уровня,  от категории объекта НВОС зависит также периодичность проведения плановых проверок

Постановка на учет объектов НВОС осуществляется во исполнение статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 

При этом объекты НВОС разделяются по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Категория НВОС документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903.

Правильность постановки на учет объекта НВОС в последующем определяет:

  • размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (статьи 22-27 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению и исполнению программ производственного экологического контроля (статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты НВОС I категории, по применению наилучших доступных технологий (статья 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий»).

В соответствии с требованиями п. 26 статьи 1, п. 3 статьи 11 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, все предприятия и организации должны выполнить обязанность о постановке на учет в качестве объекта НВОС в срок до 1 января 2017 г. или в течение 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.

Внесение в реестр объектов негативного воздействия объектов, не введенных в эксплуатацию или строящихся объектов не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»).

Невыполнение указанных требований влечет наложение административного штрафа до 100 тыс. руб. в соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ.


Постановку на учет объектов НВОС нужно делать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» имеют возможность не только поставить объект НВОС на учет, но и, в случае необходимости, провести взаимосвязанные работы: выполнить инвентаризацию источников выбросов в атмосферу, разработать программу производственного экологического контроля и т.д.;
  • накопленный опыт позволяет корректно определить категорию НВОС, что впоследствии способствует существенному снижению затрат;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество работ в различных регионах РФ);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


При постановке на учет объектов НВОС в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • неправильное определение категории НВОС впоследствии выявляется при проверке и ведет к существенным штрафным санкциям;
  • неверное определение уровня поднадзорности объекта НВОС (региональный или федеральный) замедляет процесс постановки на учет, а иногда приводит к «двойной поднадзорности»;
  • недостаточно проработанная заявка приводит к постановке на учет с присвоением объекту высокой категории НВОС, что влечет увеличение расходов на экологию в десятки и сотни раз;
  • в стоимости работ заложены скрытые условия и платежи. 

Правовые основы

  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 69.2 )
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»
Согласующие органы
  • Департамент (либо Управление) Росприроднадзора по субъекту РФ
  • Региональные органы надзора в области охраны окружающей среды
Результат работ
  • Свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет
Срок действия
  • Бессрочно (за исключением случая необходимости актуализации учетных сведений об объекте НВОС)
Ответственность
  • Ст. 8.46 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб