Паспортизация отходов


Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (п. 1, ст. 14, гл. III Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Материалы отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, направляемые в территориальный орган Росприроднадзора, содержат ведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу; документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов; копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

На отходы, не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования для их включения в ФККО.

Результатом выполнения работ на данном этапе является уведомление территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов или уведомление о включении данного вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО.

После подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности в вышеуказанном порядке, на отходы I-IV классов опасности, включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт отхода. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (п. 3, ст. 14, гл. III Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Копия паспорта и документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Росприроднадзора способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются под подпись.

Результатом выполнения работ являются разработанные паспорта отходов I-IV классов опасности, прошедшие проверку Росприроднадзором в установленном порядке. 

Отсутствие паспортов отходов может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями:  до 250 тыс. руб. по ст. 8.2 КоАП РФ или административное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. 


Паспорта отходов нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • в стоимости проектных работ мы не закладываем скрытых условий и платежей;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственной аккредитованной лаборатории;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области обращения с отходами, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке паспортов отходов в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • отсутствие собственной аккредитованной лаборатории ведет к необходимости привлечения дополнительных субподрядных организаций, и, следовательно, к увеличению общей стоимости работ и сроков;
  • разработчик не выезжает на объект для проведения необходимых лабораторных замеров ввиду значительной территориальной удаленности от объекта проектирования;
  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • разработчик проекта отказывается сопровождать согласование разработанных документов в Росприроднадзоре (выполнение работ заканчивается на этапе передачи разработанных материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности / паспортов отходов I-IV классов опасности заказчику);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 3, ст. 14, гл. III)
  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»
  • Приказ Минприроды России от 05.12.2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности»
  • Приказ Минприроды России от 30.09.2011 г. № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов»
  • Приказ Минприроды России от 04.01.2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»
  • Приказ Росприроднадзора от 24.12.2010 г. № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов I-IV класса опасности»
  • Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»
Согласующие органы
  • Департамент (либо Управление) Росприроднадзора по субъекту РФ
  • Региональные органы надзора в области охраны окружающей среды
Результат работ
  • Разработанные паспорта отходов I-IV классов опасности, прошедшие проверку Росприроднадзором в установленном порядке
Срок действия
  • Бессрочно
Ответственность
  • ст. 8.2 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 250 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток