Вещества, подлежащие госрегулированию: позиция Минприроды России

26 декабря 2023 16:00

Мы получили расширенный ответ Минприроды России на наш запрос по вопросу статуса природоохранной документации предприятий в связи с актуализацией Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р).

Краткое резюме – уже в следующем году потребуется корректировка документации!

Далее приведены основные тезисы.

Для начала напомним, что изменение веществ, подлежащих государственному регулированию (далее - Перечень), оказывает влияние на нормирование, то есть на разрешительную документацию, включающую в себя расчет нормативов выбросов и сбросов, а также документацию, разрабатываемую на их основе (НДВ, Декларация о плате за НВОС, ДВОС, КЭР, ПЭК, мероприятия в период НМУ и т.д.).

Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р, утверждающее новый Перечень, вступает в силу с 01.01.2024 г., при этом предусмотрено поэтапное применение отдельных позиций Перечня при подготовке природоохранной документации.

Однако ряд положений в Перечне вступает в силу уже с 01.01.2024 г. И изначально мы подумали, что это какая-то неточность, ошибка. Однако ответ Минприроды России на наш запрос подтвердил, что действительно по следующим веществам в выбросах в атмосферу переходного периода не предусмотрено:

  • диЖелезо триоксид (железа оксид; железо сесквиоксид) /в пересчете на железо;

  • Натрий гидроксид (натр едкий);

  • Пыль абразивная (корунд белый, монокорунд);

  • Пыль аминопластов;



  • Пыль асбестосодержащая (с содержанием хризотиласбеста до 10%) (по асбесту);

  • Пыль фенопластов резольного типа (Э2-330-02, У2-301-07);

  • Смолистые вещества (возгоны пека) в составе электролизной пыли выбросов производства алюминия;

  • Углерод (пигмент черный или углеродсодержащий аэрозоль (сажа));

  • Хлор диоксид;
  • Цинк сульфат /в пересчете на цинк;
  • Диоктилбензол-1,2-дикарбонат.

  • В данном списке выделены загрязняющие вещества, которые наиболее часто встречаются в выбросах предприятия и ранее нормированию не подлежали.

    По мнению Минприроды России, для выбросов вышеуказанных веществ, вновь включенных в Перечень, расчеты нормативов выбросов таких веществ должны быть отражены в природоохранной документации, такой как разрешения на выбросы, КЭР, программы повышения экологической эффективности, декларации о воздействии на окружающую среду, планы мероприятий в периоды НМУ, программах ПЭК и т.д.

    Одновременно с этим, согласно п. 11а Положения о предельно допустимых выбросах в атмосферу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055, одним из оснований для корректировки нормативов допустимых выбросов является возникновение в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования. То есть это как раз наш случай.

    Напомним, эти изменения вступают в силу уже с 01.01.2024 г.!

    Давайте порассуждаем о возможных действиях.

    Объекты I категории НВОС

    Необходимо проверить в инвентаризации источников и выбросов перечень выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. Если вещества из нового списка там присутствуют, то есть два варианта действий.

    Если предприятие осуществляет деятельность на основе разрешения на выброс, то нужно рассчитать нормативы по новым веществам, пройти санитарно-гигиеническую экспертизу, получить новое разрешение на выброс. Однако действие это представляется не очень целесообразным, так как срок разрешений на выброс в целом ограничен 2024 годом.

    Если же предприятие планирует получение КЭР или уже произвело соответствующие расчеты, то необходимо учесть новые вещества в нормативах выбросов (так как в КЭР нормируются только вещества 1, 2 классов опасности, то таких веществ будет всего три: асбестосодержащая пыль, смолистые вещества, сульфат цинка) и в технологических нормативах (нужно проверить маркерные вещества и сравнить их с новыми веществами).

    Объекты II категории НВОС

    Наиболее значительное влияние изменения Перечня оказывает на объекты II категории. Ввиду того, что для II категории нормируются все вещества, подлежащие государственному регулированию, то в случае присутствия в выбросах предприятия хотя бы одного из перечисленных веществ (например, железа оксида, который выделяется при сварке; пыли абразивной, которая выделяется от заточных станков; сажи, которая выделяется при сгорании некоторых видов топлива) необходимо откорректировать нормативы выбросов, пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу. И, самое главное, подать в государственный орган откорректированную Декларацию о воздействии на окружающую среду.

    Поскольку подходы проектных организаций при разработке мероприятий в периоды НМУ и программ ПЭК отличаются, необходимо также внимательно проанализировать данные документы.

    Объекты III категории НВОС

    Для объектов III категории в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055 осуществляется нормирование выбросов веществ 1, 2 классов опасности. Как мы уже ранее определились, среди новых веществ их всего 3: асбестосодержащая пыль, смолистые вещества, сульфат цинка.

    Что нужно сделать? Проверить список загрязняющих веществ в выбросах вашего предприятия на предмет наличия данных веществ. Если такие вещества есть – откорректировать нормативы допустимых выбросов, получить на проект новое санитарно-эпидемиологическое заключение.

    Объекты IV категории НВОС

    Как мы знаем, для объектов IV категории нормирование не требуется, таким образом, для таких объектов вступление в силу нового Перечня влияния не оказывает.

    Что грозит, если никаких действий не производить?

    В этом случае разработанная документация будет считаться некорректной, и самые мягкие санкции, которые могут быть за это применены, определены ст. 8.5 КоАП РФ, предусматривающей за сокрытие или искажение экологической информации штрафные санкции до 80 тыс. руб.

    Однако мы уже неоднократно встречались с «творческим подходом» при применении административного кодекса, каким именно он будет, покажет время.

    Необходимо помнить о том, что наложение штрафных санкций не снимает обязанности по исправлению выявленных нарушений. Так что изменения в документацию внести все равно придется, даже после уплаты штрафа, но уже по предписанию государственного органа. 

    Также расчет платы за вещества, которые не включены в разрешительную документацию, должен будет осуществляться с коэффициентом 100 для предприятий I и II категорий, а для III категории с коэффициентом 25.

    Минприроды России, кстати, уже разработало проект новых ставок платы по загрязняющим веществам, включенным в Перечень: и для тех, которые будут применяться с 01.01.2024 г., и для тех, которые будут применяться с 01.01.2025 г. (то есть с отчетных периодов по плате 2024 г. и 2025 г. соответственно).

    Есть ли хорошие новости?

    Да, хорошие новости есть.

    Во-первых, в соответствии с нашим письмом Минприроды России исправило в Перечне неточности по поводу нормирования в сбросах нефтепродуктов (но, к сожалению, по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу изменения не внесены, а мы очень надеялись).

    Во-вторых, Минприроды России стало направлять действительно конкретные и проработанные ответы. Это приятно удивляет и придает оптимизм.

    И в-третьих, ГК «ЭКО ЦЕНТР», как и ранее, готова помочь своим клиентам адаптироваться к изменениям законодательства.

    Обращайтесь в ГК «ЭКО ЦЕНТР» для получения консультаций и корректировки документации:

    +7 (495) 221-78-08 — г. Москва;
    +7 (800) 775-50-51 — регионы РФ.

    Автор материалаC.В. Карнаухова, заместитель технического директора ООО «ЭКО центр», ГК «ЭКО ЦЕНТР»
    Дата подготовки материала

    26 декабря 2023 г.

    Комментарии

    Добавить комментарий