/tickets/3687/расчет-среднесуточной-концентрации-по-формуле-мето?ticketcode=146420873
решёнДобрый день, мы к вам уже обращались с таким вопросом. Но ваш ответ не устраивает контролирующие органы. Мы получили опять отказ, теперь в Московской области. Просим Вас разработать и внести в программу расчет среднесуточной концентрации по формуле (170) п. 12.12 Методов.
Чтобы привести в строгое соответствие с требованиями действующего законодательства проектные материалы по обоснованию мероприятий на периоды НМУ необходимо проанализировать сам текст материалов и исключить из него избыточную информацию, которая может давать повод для отказа в согласовании. Методы, утвержденные приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 (далее - Методы) не предусматривают "вычисление величин средепериодных концентраций загрязняющих веществ, создаваемых выбросами предприятия", тем более этого понятия нет и в п.10.6 Методов. Расчет среднесуточной концентрации по формуле (170) и в соответствии с п.12.12 Методов (утв. приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273) не предусмотрен ни Приказом Минприроды от 29.11.2019 № 811 (о НМУ), ни Приказом Минприроды от 11.08.2020 № 581 (о расчете и установлении нормативов выбросов). Согласно п.12.13 Методов единственной областью применения такого расчета является "Расчетное обоснование размера санитарно-защитной зоны". Но и в этой области (размер СЗЗ) позиция Росприроднадзора, заявленная письмом от 21.12.2021 № 02/26481-2021-32 указывает на исключение из рассмотрения ПДКсг, без которого расчет среднесуточных концентраций становится невозможным по условию п.12.12 Методов. П. 12.12 Методов не предусматривает выполнение расчетов рассеивания по среднесуточным ПДК и ограничивает возможность выполнения расчета загрязнения атмосферы для среднесуточной расчетной концентрации только загрязняющими веществами, для которых одновременно установлены ПДК максимальное-разовое, среднесуточное и среднегодовое. Положения п. 12.12 Методов не используются для установления нормативов допустимых выбросов ни для одного из веществ, для которых установлены среднесуточные ПДК, в соответствии с п. 34 Приказа Минприроды от 11.08.2020 № 581. Расчет среднегодовых концентраций (Ссг) по п.10.6 и по всему разделу 10 Методов, так же не предусмотрен Приказом № 811, так как периоды НМУ носят краткосрочный характер и нигде на территории России не продолжаются в течение всего года. Мероприятия по сокращению выбросов по п. 13 Приказа № 811 должны разрабатываться для периодов НМУ, то есть расчет (Ссг) не соответствует требованиям Приказа № 811 к рассматриваемым временным интервалам. Единственным правомочным сопоставлением для веществ с установленными среднесуточными ПДК является сопоставление гигиенического норматива с максимальной разовой расчетной концентрацией (Смр), которая позволяет дать оценку сверху и тем самым соответствует среднесуточному интервалу осреднения, полностью включая в себя подмножество всех возможных величин среднесуточных концентраций. Оценка (Ссг) по п. 10.6 и по всему разделу 10 Методов не соответствует среднесуточному временному интервалу. В настоящее время новая версия программы РРВА с изменениями и дополнениями, в том числе по п.12.12 Методов разработана и проходит экспертизу в Росгидромете. Версия 2.0 программы «ЭКОцентр-РРВА», поставляется в неизменном виде с момента экспертизы Росгидромета и ее использование остаётся легитимным, в отличии от других версий программ, вышедших с обновлениями и содержащих изменения после даты проведения их экспертизы.
в проекте НМУ я уберу расчет рассеивания Ссг. Но они при согласовании НМУ, проект ПДВ тоже рассматривают. И замечание это было как раз по ПДВ. Остается ждать экспертизу новой версии программы с изменениями и дополнениями, Спасибо за такой развернутый ответ.
В проекте НМУ нужно не просто убрать расчет рассеивания Ссг, а вместо этого расчета выполнить сопоставления для среднесуточных периодов времени по критерию Смр/ПДКсс. НМУ в общем случае могут продолжаться более суток и принимать решения по мероприятиям с сокращением выбросов предприятия нужно сопоставляя расчетные концентрации со среднесуточными ПДК. В проектах не просто необходимо убирать лишнюю информацию, но важно обязательно обосновать почему. Если требования эксперта покажутся выходящими за нормативно-правовые рамки, то одним редактированием проекта тут не обойтись, сначала нужно прояснить все особенности, достичь большей определенности и взаимопонимания. Далее, уже объективно оценив требования и их причины - принимать решения по обстановке.
В расчетах рассеивания для среднегодовых концентраций при риске возникновения замечаний к проекту ПДВ лучше ограничится упрощенным методом расчета. Дополнения в виде долгопериодных расчетов рассеивания в этом плане более неполноценны, потому что там необходимо соблюсти больше условностей, следовательно, такие расчеты проще отклонять. У долгопериодных расчетов своя область применения, их необходимость для проектов ПДВ сложно обосновать. Долгопериодные расчеты в соответствии с п.10.2.1 Методов выполняются для конкретных интервалов времени, для которых были известны результаты многолетних наблюдений за метеопараметрами на разных высотах. Результатом долгопериодных расчетов является математическое ожидание наиболее вероятной среднегодовой концентрации, а не её оценка сверху. То есть краеугольный вопрос нормирования: "возможно ли превышение ПДК?" – остаётся без ответа. Проект нормативов допустимых выбросов разрабатывается на будущие периоды и требуется оценка расчетных концентраций на 7 лет вперёд, а для будущих периодов времени ещё не может быть результатов измерений требуемых метеопараметров. Если часть метеохарактеристик для долгопериодных расчетов, например, таких как плотность вероятности распределения скоростей ветра и коэффициента турбулентного обмена проверить непросто, то среднегодовая интенсивность осадков для рассматриваемой территории – это практически общедоступная информация. Если интенсивность осадков в метеопараметрах принята как 0 мм, то это явная ошибка, так как в течение года обязательно есть период, когда выпадают осадки и одновременно функционируют источники выброса. Также коэффициенты вымывания конкретных веществ осадками необходимо задавать по веществам отдельно, согласно п.10.5.3 Методов. Метеоданные должны в общем случае сопоставляться с рабочими графиками источников в соответствии с требованиями п.10.1.4.3 Методов. Например, когда шёл дождь источник выброса работал или не работал?
Учёт фона в проектах нужно отдельно обосновывать и обязательно снабжать комментариями с выдержками из нормативных документов. Сначала надо указать, что фон учитывается не вообще всегда, а только "при наличии сведений о неучтённых источниках выброса…" при расчете рассеивания максимальных разовых концентраций по п.8.1 Методов и при расчете среднегодовых по п.10.3.1 Методов. Это специальная норма права, потому что указывает как именно производится учет фона, и она приоритетней в сравнении с общей нормой в других нормативно-правовых актах где просто заявлено, что фон должен быть учтён. То есть чтобы отклонить проект по вопросу не учета фона, сначала необходимо предъявить или обоснованно сослаться на имеющиеся сведения о наличии неучтённых источников. Далее нужно описать процесс сопоставления с критерием 0,1 ПДК по п. 35 Приказа Минприроды от 11.08.2020 № 581. Затем для расчетов рассеивания по веществам, для которых требуется учет фона, необходимо запросить Росгидромет об имеющихся сведениях о фоновых концентраций для ОНВ. В проекте если подтвердилась необходимость учёта фона, то указать, что фоновые концентрации учтены в расчете рассеивания в соответствии с пунктами 8.1, 10.3.1, 10.6 и разделом XI Методов.
хорошо, спасибо большое
а как выполнить расчет для среднесуточных периодов времени по критерию Смр/ПДКсс ? В расчетном задании нет такой функции
Вам необходимо обновиться до актуальной версии из ЛК от 25 ноября 2022г.
у меня расчет по критерию Смр/ПДКсс произвелся только по двум веществам, у которых нет ПДК м.р.
По умолчанию программа выполняет расчеты выбирая приоритет критериев в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 "О порядке предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиях к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам". В пункте 5 данного Приказа рассматривается превышение превышение ПДКмр и указывается, что в случае отсутствия ПДКмр рассматривается ОБУВ, а в случае отсутствия ПДКмр и отсутствия ОБУВ - рассматривается 10 ПДКсс. Поэтому программа использует ПДКсс только в случае отсутствия ПДКмр и ОБУВ. Можно в "Рабочем справочнике проекта" (доступен через "Главное меню" и далее пункт "Справочники") для проведения расчетов для сокращения выбросов НМУ для веществ, для которых установлены и ПДКмр и ПДКсс, вместо ПДКмр указать "0", а после расчетов командой "Синхронизировать" - вернуть исходные значения ПДКмр.
спасибо, все понятно
Фёдорова Светлана Дмитриевна
28 ноября 2022 17:02