Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу.
Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.
Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;
- проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
- проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления.
Результатами ОВОС являются:
- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством РФ в соответствии с видами и конкретными характеристиками намечаемой деятельности.
Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний.
Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом.
Оценку воздействия на окружающую среду нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…
- мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
- проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
- многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при проведении ОВОС;
- в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
- для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего пять аккредитованных инструментальных лабораторий;
- в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество ОВОС в различных регионах РФ);
- специалистами группы компаний успешно выполнены ОВОС сложных объектов, например, полигонов ТБО в составе проектной документации т.д.;
- опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
- для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
- предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
- мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
- качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.
При разработке оценки воздействия на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…
- недостаточные квалификация и опыт специалистов;
- отсутствие понимания о стадиях разработки ОВОС и прохождения государственной экологической экспертизы (например, заказчик не знает о необходимости прохождения процедуры общественных слушаний, что может привести отрицательному заключению в целом по документации);
- заказчика не предупреждают о необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что влечет за собой незапланированные финансовые и временные затраты;
- исполнители со стороны проектной организации руководствуются устаревшими представлениями о составе описательной части и расчетов, выполняемых в ОВОС, в результате не учитываются требования органа, проводящего государственную экологическую экспертизу;
- работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, из-за специального режима ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории);
- в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.