9 ноября 2023 09:34
Наверняка вы уже слышали про новый Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (далее - Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р.
Перечень заменяет ранее действовавший, определенный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, и вступает в силу с 01.01.2024 г. (за исключением ряда положений, о чем более подробно - далее).
Без преувеличения это одно из важнейших событий в сфере природоохранного регулирования. Ведь именно по этому перечню в нашей стране производятся нормирование выбросов и сбросов, рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, проводится производственный экологический контроль.
В актуализированный перечень веществ добавлено 79 новых веществ, загрязняющих: атмосферный воздух (39 позиций), водные объекты (16 позиций), почвы (24 позиции). Естественно, добавление новых веществ не может не вызывать необходимость их учета в природоохранной документации.
Возникает резонный вопрос. Опять все переделывать?
На первый взгляд, проблема есть, но не такая уж большая. Разработчики документа пошли навстречу бизнесу, предусмотрев поэтапное вступление в силу нового документа.
Для этого в п. 2, 3 Распоряжения Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р для ряда веществ, ранее не подлежащих государственному регулированию, определен переходный период в зависимости от категории объекта негативного воздействия (далее - Исключения).
В частности:
Однако при повторном прочтении документа у Перечня открывается «двойное дно»: в список Исключений попали далеко не все вещества, ранее не подлежащие государственному регулированию! И для тех веществ, которые не попали в Исключения, не предусмотрено совсем никакого переходного периода!
В отношении выбросов в атмосферный воздух это следующие вещества:
В частности, сажа и оксид углерода характерны для выбросов в атмосферу от эксплуатации производственного оборудования большинства промышленных предприятий, однако, в связи с отсутствием этих веществ в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, они ранее не учитывались в целях нормирования в природоохранной и разрешительной документации.
Отсутствие этих веществ в Исключениях фактически приводит к необходимости корректировки действующей природоохранной документации таких предприятий с 01.01.2024 г., что сопряжено со значительными сложностями (например, помимо собственно разработки, есть сроки административных регламентов согласовательных процедур).
Особое удивление вызывает тот факт, что в перечень Исключений из раздела II «Для водных объектов» Перечня, напротив, зачем-то попало загрязняющее вещество, ранее подлежащее государственному регулированию, а именно нефтепродукты (нефть, углеводороды нефти).
Прямое применение данного исключения приведет к тому, что в переходный период могут быть разработаны нормативы допустимых сбросов вообще без учета нефтепродуктов, которые являются одним из основных загрязнителей, оказывающих негативное воздействие на водные объекты и водные биоресурсы.
Размышляя над этим, складывается устойчивое ощущение, что в Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р вкрались досадные неточности. А времени для их исправления остается крайне мало.
Рассмотрим еще оду проблему, связанную с применением Перечня. Не секрет, что одной из целей государственного регулирования выбросов и сбросов было и остается взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С 01.09.2023 г. вступили в силу новые Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила платы за НВОС), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 г. № 881.
В этом вроде бы совсем свежем документе мы видим очередное белое пятно: в п. 9 Правил платы за НВОС говорится (цитата): «Плата за негативное воздействие исчисляется лицами, обязанными вносить плату, … по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р».
Зачем было напрямую указывать реквизиты нормативного правового документа, нам неизвестно. Но фактически это уже приводит к правовой коллизии: этот Перечень с 01.01.2024 г. утрачивает свою силу.
Давайте еще раз внимательно прочитаем приведенную цитату из Правил платы за НВОС. Плата взимается по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень. Но если мы рассмотрим вещества, попавшие в новый Перечень, то увидим, что по ним на данный момент отсутствуют ставки платы!
Получается «Сделай то, незнамо что, так, незнамо как»?
По указанным вопросам ГК «ЭКО ЦЕНТР» сформированы запросы в Минприроды России и Росприроднадзор. По получении ответов обязательно поделимся ими в наших аккаунтах в социальных сетях.
Ну а пока остается вспомнить только бессмертную цитату В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»…
Коллеги, введение новых нормативных документов в нашей стране, как вы знаете, — это всегда задача с многими неизвестными.
Чтобы не быть пионерами в реализации новых требований, обращайтесь за разработкой природоохранной документации в ГК «ЭКО ЦЕНТР». В особенности это актуально для предприятий I категории!
+7 (495) 221-78-08 — г. Москва;
+7 (800) 775-50-51 — регионы РФ.
Автор материала | C.В. Богданова, заместитель технического директора ООО «ЭКО центр», ГК «ЭКО ЦЕНТР» |
Дата подготовки материала | 09 ноября 2023 г. |