Если предприятие осуществляет деятельность на основе разрешения на выброс, то нужно рассчитать нормативы по новым веществам, пройти санитарно-гигиеническую экспертизу, получить новое разрешение на выброс. Однако действие это представляется не очень целесообразным, так как срок разрешений на выброс в целом ограничен 2024 годом.
Объекты II категории НВОС
Наиболее значительное влияние изменения Перечня оказывает на объекты II категории. Ввиду того, что для II категории нормируются все вещества, подлежащие государственному регулированию, то в случае присутствия в выбросах предприятия хотя бы одного из перечисленных веществ (например, железа оксида, который выделяется при сварке; пыли абразивной, которая выделяется от заточных станков; сажи, которая выделяется при сгорании некоторых видов топлива) необходимо откорректировать нормативы выбросов, пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу. И, самое главное, подать в государственный орган откорректированную Декларацию о воздействии на окружающую среду.
Поскольку подходы проектных организаций при разработке мероприятий в периоды НМУ и программ ПЭК отличаются, необходимо также внимательно проанализировать данные документы.
Объекты III категории НВОС
Для объектов III категории в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055 осуществляется нормирование выбросов веществ 1, 2 классов опасности. Как мы уже ранее определились, среди новых веществ их всего 3: асбестосодержащая пыль, смолистые вещества, сульфат цинка.
Что нужно сделать? Проверить список загрязняющих веществ в выбросах вашего предприятия на предмет наличия данных веществ. Если такие вещества есть – откорректировать нормативы допустимых выбросов, получить на проект новое санитарно-эпидемиологическое заключение.
Объекты IV категории НВОС
Как мы знаем, для объектов IV категории нормирование не требуется, таким образом, для таких объектов вступление в силу нового Перечня влияния не оказывает.
Что грозит, если никаких действий не производить?
В этом случае разработанная документация будет считаться некорректной, и самые мягкие санкции, которые могут быть за это применены, определены ст. 8.5 КоАП РФ, предусматривающей за сокрытие или искажение экологической информации штрафные санкции до 80 тыс. руб.
Однако мы уже неоднократно встречались с «творческим подходом» при применении административного кодекса, каким именно он будет, покажет время.
Необходимо помнить о том, что наложение штрафных санкций не снимает обязанности по исправлению выявленных нарушений. Так что изменения в документацию внести все равно придется, даже после уплаты штрафа, но уже по предписанию государственного органа.
Также расчет платы за вещества, которые не включены в разрешительную документацию, должен будет осуществляться с коэффициентом 100 для предприятий I и II категорий, а для III категории с коэффициентом 25.
Минприроды России, кстати, уже разработало проект новых ставок платы по загрязняющим веществам, включенным в Перечень: и для тех, которые будут применяться с 01.01.2024 г., и для тех, которые будут применяться с 01.01.2025 г. (то есть с отчетных периодов по плате 2024 г. и 2025 г. соответственно).
Есть ли хорошие новости?
Да, хорошие новости есть.
Во-первых, в соответствии с нашим письмом Минприроды России исправило в Перечне неточности по поводу нормирования в сбросах нефтепродуктов (но, к сожалению, по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу изменения не внесены, а мы очень надеялись).
Во-вторых, Минприроды России стало направлять действительно конкретные и проработанные ответы. Это приятно удивляет и придает оптимизм.
И в-третьих, ГК «ЭКО ЦЕНТР», как и ранее, готова помочь своим клиентам адаптироваться к изменениям законодательства.
Обращайтесь в ГК «ЭКО ЦЕНТР» для получения консультаций и корректировки документации:
+7 (495) 221-78-08 — г. Москва;
+7 (800) 775-50-51 — регионы РФ.
Автор материала | C.В. Карнаухова, заместитель технического директора ООО «ЭКО центр», ГК «ЭКО ЦЕНТР» |
Дата подготовки материала | 26 декабря 2023 г. |