Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

В соответствии с требованиями федерального законодательства, в настоящий момент оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) является составной частью документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу

Основанием для разработки ОВОС является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. №174-ФЗ. 

Виды проектной документации, являющиеся объектами государственной экологической экспертизы и требующие разработки ОВОС:

  • проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с критериями, определенными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029, к объектам I категории НВОС (за исключением документации, входящей в состав материалов обоснования лицензий на обращение с отходами I-IV класса опасности);
  • проектная документация объектов, используемых для размещения и обезвреживания отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, в том числе проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Материалы ОВОС представляют собой комплект обосновывающей документации, используемый для принятия экологически обеспеченных управленческих решений. Под ОВОС понимают выявление, анализ и учет результатов исследования воздействия проектируемого объекта на окружающую среду для принятия решения о возможности или невозможности его осуществления. 

Результатами ОВОС являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством РФ в соответствии с видами и конкретными характеристиками намечаемой деятельности.

Перед подачей материалов на государственную экологическую экспертизу необходимо проведение общественных слушаний

Предметом государственной экологической экспертизы помимо ОВОС является комплект проектной документации в целом. 


Оценку воздействия на окружающую среду нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
  • многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при проведении ОВОС;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество ОВОС в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно выполнены ОВОС сложных объектов, например, полигонов ТБО в составе проектной документации т.д.;
  • опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


При разработке оценки воздействия на окружающую среду в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • отсутствие понимания о стадиях разработки ОВОС и прохождения государственной экологической экспертизы (например, заказчик не знает о необходимости прохождения процедуры общественных слушаний, что может привести отрицательному заключению в целом по документации);
  • заказчика не предупреждают о необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что влечет за собой незапланированные финансовые  и временные затраты;
  • исполнители со стороны проектной организации руководствуются устаревшими представлениями о составе описательной части и расчетов, выполняемых в ОВОС, в результате не учитываются требования органа, проводящего государственную экологическую экспертизу;
  • работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, из-за специального режима ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территории);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ (п. 1 ст. 14)
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 3; п.1 ст. 32)
  • Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы)»
  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»
Согласующие органы
  • Росприроднадзор (для объектов федерального уровня государственной экологической экспертизы)
  • Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (для объектов регионального уровня государственной экологической экспертизы)
Результат работ
  • Утвержденные материалы ОВОС
  • Заключение государственной экологической экспертизы
Срок действия
  • Бессрочно
Ответственность
  • Ст. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.