/tickets/1852/о-применении-коэффициента-целесообразности-расчета?ticketcode=222099196
решёнПри расчете рассеивания ЗВ от объекта ОНВ программой "ЭКО-центр-РРВА" в качестве порога целесообразности по вкладу источников выброса мною применен 0,05 ПДК (по зоне влияния) при разработке проекта ПДВ в соответствии с п. 26, прик. Минприроды № 581. На что Орган инспекции мне дал отрицательное заключение на основании того, что такой коэффициент целесообразности не применяется Методами расчета (прик. 273), мотивируя тем, что это не дает возможности провести оценку влияния на прилегающие территории, ссылаясь на п.74 СанПиН 2.1.3684-21, т.е. цитирую "...расчет проведен не для всех выбрасываемых веществ". Материалы переписки прикладываю. Прошу Вас прокомментировать данное решение Органа инспекции. С уважением Кравченко А.С.
Речь идет о правомерности применения порога целесообразности 0,05 ПДК при расчете рассеивания по Прик. 273. Орган инспекции в лице эксперта утверждает, что это неправомерно, ссылаясь на п.74 СанПиН 2.1.3684-21 и то, что Методами расчета такой порог не предусмотрен. Тогда на каком основании этот порог был введен в УПРЗА? В ОНД86 его тоже не было, но все принимали этот коэффициент целесообразности по вкладу источников и все было прекрасно. А что сейчас изменилось? Вышли СанПиНы вместо ГН и все. Один и тот же Орган инспекции выдававший положительные экспертные заключения до этого на проекты ПДВ где использовался 0,1 ПДК теперь трактует применение этого по другому и дает отрицательные заключения.
Владимир Белоцерковский
31 августа 2021 10:44В программе УПРЗА «ЭКОцентр» предусмотрена возможность выполнения расчёта загрязнения атмосферы с заданной величиной порога целесообразности, в частности в качестве порога целесообразности широкое распространение получила величина 0,05 ПДК. Указание в программе порога целесообразности не означает отсутствие расчёта рассеивания вообще – расчёт загрязнения атмосферы проводится в любом случае. Только при превышении суммарной величиной максимальной концентрации заданного порога целесообразности производится расчёт для всех расчётных областей с учётом снижения наибольшей расчётной концентрации за счёт эффекта пространственной распределённости источников выброса, а при непревышении порога – оценивается явно завышенная величина максимальной концентрации, полученная без учёта эффекта пространственной распределённости источников выброса, что в целом соответствует принципу нормирования, когда определяющим фактором является непревышение установленных нормативных требований. Однако, фактор повышения итоговой концентрации на величину порядка от 1 до 16 раз от предварительно рассчитанной максимальной приземной концентрации за счёт пространственного положения элементов застройки без прямого расчёта рассеивания в отдельной расчётной точки оценить невозможно. Пунктом 74 СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает в качестве критерия применимости санитарно-противоэпидемиологических мероприятий величину вклада 0,1 ПДК(ОБУВ), т.е. ссылки на санитарные правила и нормы при установленном непревышении выбросами предприятия порога в 0,05, который меньше заданного порога 0,1 ПДК - не обоснованы. Пунктом 25 Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утверждена приказом Минприроды России от 11 августа 2020 года N 581) установлена необходимость определения зоны влияния выбросов заданного загрязняющего вещества, а в пункте 26 указано значение пороговой величины, которое установлено как 0,05 ПДК. Пунктом 27 вышеуказанного нормативного документа установлено, что размеры расчётной области выбираются на основе определения зоны влияния, следовательно, при отсутствии зоны влияния будут отсутствовать значения величин и для размеров расчётной области, шагов и общего количества узлов расчётной сетки.