Проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)


Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Функциональное назначение территории СЗЗ – снижение создаваемого объектом или производством негативного воздействия до санитарно-гигиенических нормативов.

СЗЗ - своего рода санитарный барьер между промышленной зоной и нормируемыми объектами, к которым относятся жилые дома, рекреационные зоны, школы, детские сады, больницы и т.д.

Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:

  • химическое воздействие на атмосферный воздух;
  • физическое воздействие (шум, ЭМИ);
  • биологическое воздействие.

1. Максимально коротко о проекте СЗЗ.

В соответствии с требованиями санитарного законодательства все промышленные объекты и большая часть организаций непроизводственного сектора обязаны:

  • если проект СЗЗ ранее не разрабатывался - до 1 октября 2024 г. разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и подать указанные материалы в Роспотребнадзор или же документально обосновать отсутствие необходимости установления СЗЗ;
  • если проект СЗЗ ранее был разработан и получено решение об установлении СЗЗ - до 1 января 2028 г. подать документы для внесения информации о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Ключевым условием для разработки проекта СЗЗ или материалов, обосновывающих отсутствие необходимости разработки такого проекта, являются документы, удостоверяющие право собственности или аренды земельного участка. 

Сокращение СЗЗ возможно вплоть до границ предприятия при соответствующем обосновании.

Чтобы доказать, что установление СЗЗ не требуется, необходимо провести работы, фактически эквивалентные тем, что требуются при установлении СЗЗ.

Наличие проекта ПДВ не заменяет процедуру установления СЗЗ!

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изменений 1-4) утрачивает силу с 01.01.2025 г. Рекомендуем разработать проект и завершить установление СЗЗ до конца 2024 г., так существует вероятность существенного усложнения данной процедуры с 2025 г.

В случае невыполнения требований по установлению СЗЗ возможна приостановка деятельности организации по статье 6.3 КоАП РФ на срок до 90 суток.

Чтобы заказать проект СЗЗ в ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.


2. Нормативные основания для разработки проекта СЗЗ.

Законодательная база по установлению СЗЗ за последние годы существенно изменилась: вступили в действие новые нормативные документы, при этом старые продолжают действовать в части, не противоречащей им.

Иерархия нормативно-правовых актов по СЗЗ следующая:

  • Федеральный закон от 03.08.2018 г.№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - основной документ;
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» - действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изменений 1-4) - действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ для объектов, в отношении которых определены ориентировочные и расчетные СЗЗ, до 1 октября 2024 г. необходимо разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ. 

Размеры ориентировочных СЗЗ большинства объектов и производств определены в классификаторе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, при этом для каждого из классифицированных объектов указан класс опасности по санитарной классификации. 

Вместе с тем, согласно п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, СЗЗ устанавливаются в случае формирования за контуром объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Иными словами, СЗЗ устанавливается в случае, если на границе земельного участка организации есть превышения 1 ПДК / ПДУ по химическому и физическому факторам загрязнения атмосферного воздуха.

Следует обратить особое внимание, что в соответствии с п. 5.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с 01.01.2025 г. утрачивает силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Это означает, что начиная с 2025 г. будут определены и вступят в действие новые документы в сфере установления санитарно-защитных зон.


3. Как доказать, что установление СЗЗ не требуется?

К сожалению, для того, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:

  • разработать расчетное обоснование (фактический эквивалент проекта СЗЗ);
  • провести инструментальные исследования, подтверждающие расчетные данные;
  • провести экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в ином экспертном органе, аккредитованном на право проведения санитарных экспертиз;
  • получить документальное подтверждение со стороны территориального органа Роспотребнадзора об отсутствии необходимости установления СЗЗ.

На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия. 


4. Оценка риска для здоровья населения.

Для объектов I и II класса опасности по санитарной классификации (как уже ранее упоминалось, класс опасности определяется в соответствии с классификатором СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) за исключением ряда случаев требуется проведение специальной работы - оценки риска для здоровья населения.

Исключения определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

  • животноводческие и птицеводческие предприятия;
  • расстояние до нормируемых объектов в 2 или более раза превышающее размер СЗЗ;
  • кладбища.

Необходимо помнить, что чаще всего необходимость оценки риска определяется наиболее опасным, а не основным производством: например, на животноводческой ферме, на которой установлена установка по сжиганию биологических отходов, потребуется оценка риска для здоровья населения.


5. Процедура установления СЗЗ.

Разработанный проект СЗЗ и результаты натурных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха проходят несколько стадий экспертиз:

  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в иной экспертный орган, аккредитованный на право проведения санитарных экспертиз;
  • центральный аппарат Роспотребнадзора (для объектов I-II класса опасности по санитарной классификации) или территориальный орган Роспотребнадзора по субъекту РФ (для объектов II-V класса опасности по санитарной классификации).

После получения Решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзор направляет в Росреестр материалы для внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.

При внесении сведений в ЕГРН и нанесении сведений о зоне с особыми условиями использования территорий  (СЗЗ) на публичную кадастровую карту СЗЗ считается установленной. 


6. Категория объекта НВОС и класс опасности объекта по санитарной классификации.

Важно понимать, что санитарная и экологическая ветви законодательства в Российской Федерации исторически развивались отдельно друг от друга. 

В связи с этим, в вопросах, связанных с установлением СЗЗ, необходимо руководствоваться исключительно санитарной классификацией объектов, информацию о которой можно найти в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. 

В соответствии с указанной классификацией существует 5 классов опасности, каждый из которых соответствует определенному размеру ориентировочной СЗЗ:

  • I класс - 1000 м;
  • II класс - 500 м;
  • III класс - 300 м;
  • IV класс - 100 м;
  • V класс - 50 м.

Размеры ориентировочных СЗЗ могут быть сокращены при разработке проекта СЗЗ.

Категория объектов негативного воздействия (категория объектов НВОС) определяется экологической частью законодательства и не имеет связи с СЗЗ. В связи с этим, 1 категория объекта НВОС совершенно не означает, что для предприятия необходимо установление СЗЗ в центральном аппарате Роспотребнадзора.

Одновременно с этим I класс опасности по санитарной классификации также не означает, что для объекта необходимо получение комплексного экологического разрешения.


7. Состав работ при разработке проекта СЗЗ.

В ГК «ЭКО ЦЕНТР» обеспечивается следующий состав работ в рамках разработки проекта СЗЗ:

  • проведение необходимых расчетов и обоснование границ СЗЗ;
  • графическое описание местоположения границ СЗЗ, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с формированием файла в формате XML (требование п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222);
  • получение сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
  • инструментальные исследования химического и физического загрязнения атмосферного воздуха (с использованием функционала собственной аккредитованной лаборатории);
  • техническое сопровождение при прохождении экспертиз, включая оплату экспертных работ.

Перечисленные работы могут выполняться как в комплексе (при заключении единого договора), так и отдельно. 


8. Возможные штрафные санкции.

Нередко со стороны промышленных экологов присутствует достаточно легкомысленное отношение к вопросу установления СЗЗ. И действительно, ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает сравнительно небольшой в денежном эквиваленте штраф.

Однако в данной статье есть коварный подводный камень - возможность приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток. И, к большому сожалению, это совсем не миф! Достаточно посмотреть судебную практику, чтобы убедиться, что приостановка деятельности предприятий достаточно часто используется Роспотребнадзором в качестве меры административного воздействия.

И эту позицию надзорного органа вполне можно понять: именно по вопросам СЗЗ в Роспотребнадзор поступает наибольшее количество жалоб. В связи с этим, чаще наиболее убедительным действием, которое позволяет понудить предприятие быстро решить вопрос с установлением СЗЗ, является именно приостановка деятельности. Можно представить, какой потенциальный финансовый ущерб для предприятия может принести подобный исход!

В связи с этим, ГК «ЭКО ЦЕНТР» рекомендует заниматься вопросом установления СЗЗ без промедления!


9. Особенности разработки проекта и установления СЗЗ в ГК «ЭКО ЦЕНТР».

ГК «ЭКО ЦЕНТР» обладает рядом конкурентных преимуществ при разработке проектов СЗЗ, главное из которых - сотни успешно установленных СЗЗ в широкой географии субъектов РФ - от Московского региона до Республики Крым. 

Наши специалисты занимались разработкой проектов СЗЗ как крупнейших предприятий страны, так и малых организаций, и неизменно находили правильные подходы к решению проблем заказчика. В составе ГК «ЭКО ЦЕНТР» - профильный отдел разработки проектов СЗЗ, который состоит из специалистов, занимающихся на постоянной основе этим сложным направлением проектирования.

Вторым существенным плюсом ГК «ЭКО ЦЕНТР» является наличие собственной лабораторной базы, на данный момент включающей 5 аккредитованных инструментальных лабораторий. Собственная лаборатория - это возможность быстрого и качественного выполнения необходимых мониторинговых исследований, с контролем результата, необходимого для установления СЗЗ. 

Третья важная особенность, которая является отличительной чертой выполнения договорных обязательств со стороны ГК «ЭКО ЦЕНТР» - полное сопровождение работы на всех стадиях экспертиз. Мы не бросим работу на полпути, переложив проблемы на плечи заказчика!

Следует понимать, что каждый случай установления СЗЗ - индивидуален. Чтобы получить необходимые консультации, обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51. 


10. Частые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке проектов СЗЗ в сторонних организациях.

Безусловно, установление СЗЗ - вопрос непростой, как финансово, так и организационно. В связи с этим, следует внимательно изучить риски, которые возможны при работе с проектной организацией.

Главной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие необходимого опыта у проектировщиков. Если проектная организация разрабатывает проекты СЗЗ от случая к случаю, то велика вероятность, что важные нюансы будут проигнорированы. Впоследствии это приводит к упущенному времени, а в целом по работе - к отрицательному результату. 

Другие возможные проблемы перечислены далее.

  • В план мониторинговых исследований включаются некорректные данные. Например, там могут оказаться вещества, на которые отсутствуют аттестованные методики замеров. Или же количество исследований будет больше, чем требуется по законодательству, что приведет к необоснованному увеличению стоимости работы.
  • Заказчика умышленно дезинформируют о реальной стоимости работы. Когда договор уже заключен, выясняется, что помимо разработки проекта СЗЗ требуются еще мониторинговые исследования, оплата санитарной экспертизы и фоновой справки о загрязнении атмосферного воздуха, оценка риска для здоровья населения. Таким образом работа, которая изначально была несколько дешевле, чем у других проектных организаций, оказывается в 3, 4, 5 раз дороже!
  • В состав СЗЗ проектировщиком по незнанию включаются запрещенные объекты - например, поля для выращивания пищевых культур или садоводческие участки. Обычно такие ошибки выявляются на стадии санитарной экспертизы. Но иногда такие проекты даже получают решения об установлении СЗЗ! Но затем, в соответствии с п. 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, в течение 2 лет необходимо привести вид использования попавших в СЗЗ участков в соответствие с режимом СЗЗ! Это оборачивается многомиллионными потерями для владельцев бизнеса.
  • Проектировщики требуют от заказчика избыточные исходные данные. Например, отказываются проводить расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, требуя предоставить им данный расчет из проекта ПДВ. Такое требование говорит о низкой квалификации проектной организации, поскольку даже в случае предоставления подобных расчетов со стороны заказчика сформированный проект СЗЗ гарантированно получит отрицательное заключение.

Нельзя не упомянуть также о самом неприятном аспекте взаимодействия с проектной организацией - отсутствии сопровождения разработанного проекта. Бессмысленно говорить, что сам по себе проект не имеет практического смысла - важен результат его рассмотрения со стороны надзорных органов. 


Минимизируйте риски!

Чтобы заказать проект СЗЗ в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 13, ст. 26).

  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изм. 1-4).
Согласующие органы
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной орган, аккредитованный на проведение санитарной экспертизы).

  • Роспотребнадзор (или территориальные органы Роспотребнадзора, в зависимости от категории объекта по санитарной классификации).

  • Управление Росреестра по субъекту РФ.
Результат работ
  • Проект санитарно-защитной зоны и материалы инструментальных наблюдений.

  • Экспертное заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам.

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.

  • Решение об установлении санитарно-защитной зоны.

  • Внесение информации о СЗЗ в Росреестр.
Срок действия
  • Бессрочно при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства.
Ответственность
  • Ст. 6.3 КоАП РФ – возможная приостановка деятельности на срок до 90 суток
Дата актуальности материала
  • 17 мая 2022 г.
Дополнительная информация