Проект санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ)

Обоснование границ санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) является обязательным для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (гигиенические нормативы), и осуществляется на основании проекта СЗЗ.

Разработка проекта СЗЗ регламентируется требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны разработать проект СЗЗ, провести необходимые инструментальные замеры и подать заявление на установление СЗЗ в срок до 15.03.2019 г.

Помимо перечисленного, в соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2020 года ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Для ряда предприятий I и II класса опасности по санитарной классификации для установления СЗЗ требуются также материалы оценки риска вреда здоровью населения (не входят в состав проекта СЗЗ). Данные работы выполняются, как правило, подведомственными учреждениями Роспотребнадзора. Специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» окажут необходимую помощь и консультации.

В состав предлагаемых ГК «ЭКО ЦЕНТР» работ входят:

  • проведение необходимых расчетов и обоснование границ СЗЗ;
  • графическое описание местоположения границ СЗЗ, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости с формированием файла в формате XML (требование п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222);
  • формирование и оплата сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
  • техническое сопровождение при прохождении экспертиз, включая оплату экспертных работ.

Отсутствие проекта СЗЗ может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями, вплоть до приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 6.3 КоАП РФ).


Проект СЗЗ нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела разработки проектов СЗЗ;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при сокращении СЗЗ вплоть до границ предприятия;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственной аккредитованной лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов СЗЗ в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно выполнены и утверждены проекты СЗЗ для крупнейших предприятий страны;
  • нормоконтроль проекта СЗЗ осуществляют специалисты аккредитованной лаборатории группы компаний (производится оценка исполнимости лабораторных исследований);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке проектов СЗЗ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • в план мониторинговых исследований включается избыточное количество замеров выбросов в атмосферный воздух и физических факторов, что ведет к необоснованному перерасходу денежных средств;
  • в план мониторинговых исследований включаются вещества, не имеющие утвержденных методик инструментальных исследований;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории влечет необходимость привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, требуется установка шумозащитных экранов);
  • проектировщики требуют представить расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в качестве исходных данных (в случае отсутствия проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу);
  • заказчика не предупреждают о необходимости оценки риска вреда здоровью населения, что влечет за собой незапланированные финансовые затраты;
  • проектировщики отказываются (не имеют квалификации или технической возможности) формировать файл в форме XML, необходимый для утверждения проекта СЗЗ;
  • разработчик проекта отказывается сопровождать согласование проекта в уполномоченных на то государственных органах и организациях (выполнение работ заканчивается на этапе передачи разработанного проекта СЗЗ заказчику);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (п. 3, ст. 16)
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74)
  • Приказ Минприроды России от 06 июня 2017 г. №273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»
Согласующие органы
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной аккредитованный орган)
  • Роспотребнадзор (или территориальные органы Роспотребнадзора, в зависимости от категории объекта по санитарной классификации)
Результат работ
  • Утвержденный проект санитарно-защитной зоны
  • Экспертное заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение
  • Решение об установлении санитарно-защитной зоны
  • Внесение информации о СЗЗ в Росреестр
Срок действия
  • Бессрочно (кроме случаев технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов, либо изменения воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ)
Ответственность
  • Ст. 6.3 КоАП РФ – возможная приостановка деятельности на срок до 90 суток
  • Ст. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.