/tickets/394/во-вкладке-направленность-графика-работы-режимы-чт?ticketcode=1430930
решёнНа крыше доме выход звука из трубы направлен в небо. Путем экспериментов с подставлением разных значений в параметры "DОмега", "курс", "угол", "диаграмма" для одного источника шума не удается получить меньшие значения распределения звука на поверхности земли, отличные от распределения звука, когда параметры "курс" и "угол" равны "0", Какие надо выбирать параметры, чтобы направить звук в небо в телесном угле (узким пучком)?
Добрый день. Это характеристики направленности распространения шума на местности. Чтобы понять их влияние на расчет, обратитесь к расчетной модели: eco-c.ru/public/noise/ШУМ%20«ЭКО%20центр».%20Расчетная%20модель.pdf - краткое изложение стр. 5 или посмотрите подробнее в ГОСТе 31295.2-2005 стр 4 и далее.
Уважаемая Александра Андреевна Я просил Вас дать рекомендации по практической реализации поставленной задачи. А Вы меня отсылаете к теории. В ГОСТе 31295.2-2005 об этой задаче вообще ничего не сказано, а в руководстве пользователя даны общие понятия. Напишите, пожалуйста, можно ли в Вашей программе направить в излучение шумового источника вверх от земли в телесном угле?
Доброе утро. В бесплатной программе ШУМ нет возможности рассчитать направленный источник шума. В платной версии программы такая возможность будет, кроме того, в ряде случаев (например, когда точечный источник шума находится на стене здания) расчет будет применяться автоматически.
Вулых Павел Петрович
28 сентября 2019 19:03Уважаемый Владимир. Диаграмма направленности -- суть совокупность 4-мерных векторов с координатами углов и курсов в локальной системе координат источника(!) в 3-мерном пространстве. Курс -- это угол между ОУ и вектором, угол -- это угол между осью OZ и вектором. Четвертая координата вектора -- снижение шума. На практике -- курс -- это угол к нормали к плоскости источника, угол -- угол к нормаль к плоскости источника в горизонте. Это если строго. Пример см. картинку во вложении. На рис. "а" курс (и ось Y) может быть задан как 0 градусов -- 0 дб, 90 градусов -- "-5 дБ", угол при Z=0 равен 0, при Z=90 градусов равен 90 градусов. На остальных картинках курс не влияет. Либо можно явно пересчитать курсы и углы в реальной системе координат, однако для этого и существует диаграмма -- чтобы это автоматически делалось. При автоматическом расчете -- такие поправки должны вноситься (в идеале -- интерполяционная кривая) для источника. Другой вопрос уже -- как ориентировать источник по "реальным" координатам, если это решетка в стене. Строго говоря, все приведенные картинки -- это плоские источники с характерными, явно выделяемыми нормалями к плоскостям. "Плохие" источники в этом смысле -- конвейеры и объемные источники с различными излучающими способностями поверхностей. Их можно представить плоскими или точечными, в зависимости от отношения их размеров и расстояний до расчетных точек. Тут уже нет четких рецептов, надо смотреть и считать руками, а потом проверить, какой вклад. Надо сказать, что диаграммы направленности разработаны далеко не для всего диапазона источников, с которыми приходится работать. Например, для моноблоков кондиционеров таких диаграмм я нигде не видел -- оно и верно, они все разные, но можно априори предположить рис. 1, поскольку вентилятор шумит сильнее, чем компрессор, однако это никто не проверял, в ближнем поле (около 3 метров) это предположение неверно, поэтому, если нет паспортов замеров -- не надо рисковать. Сделайте его точечным источником, пусть шумит. Ошибетесь децибела на 3 в верхнюю сторону -- смотрите сами, годится или нет. Если не годится -- остается только произвести натурные замеры с протоколом. Если уж так надо строго определить диаграмму направленности -- надо строить модель, или брать реальный источник в акустической камере. И Считать по точной инженерной модели (см. ГОСТ Р ИСО 3741-2013 Акустика. Определение УЗМ по УЗД. Точные методы для реверберационных камер). Сейчас появился ГОСТ по высокоскоростным поездам. Там диаграммы направленности учитываются. И если них не принимать во внимание, а брать за 1, то получатся завышенные результаты. Более подробно для транспорта рекомендую смотреть Европейский стандарт CNOSSOS-EU. С уважением, Павел.