Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - документ, который систематизирует данные о количестве образуемых в процессе деятельности предприятия или организации отходах, местах их временного накопления, последующего размещения, обезвреживания, утилизации и т.д.
1. Максимально коротко о ПНООЛР.
В соответствии с требованиями законодательства, разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС).
При этом:
Отнесение к категории объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР.
Ключевым условием для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности.
На все виды отходов с I по IV класс опасности, рассматриваемые в ПНООЛР, должны быть разработаны паспорта. На отходы V класса опасности - материалы определения состава отходов.
В случае невыполнения требований по разработке и утверждению ПНООЛР возможен административный штраф до 350 тысяч руб. в соответствии с п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
2. Нормативные основания для разработки ПНООЛР.
Несколько лет назад в России стартовала реформа государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Среди прочего, изменения коснулись и системы нормирования отходов.
Основным документом, определяющим необходимость разработки ПНООЛР, является Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного закона, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах I и II категорий НВОС.
Исходя из этого, обязанность разработки ПНООЛР (а именно в нем определяются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) на сегодняшний день не связана с отнесением объекта к категории малого и среднего предпринимательства, а основывается исключительно на присвоенной категории объекта НВОС.
С учетом положений п. 3, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ:
3. Нужен ли ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС?
Разработка ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС не является обязательным требованием, причем это также не зависит от отнесения объекта к категории малого и среднего предпринимательства.
Для III категории НВОС, согласно п. 5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, разрабатывается отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, которая подается в государственный орган, осуществляющий экологический надзор, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Вместе с тем, для объектов III категории НВОС рекомендуется проведении инвентаризации отходов. Отсутствие документа, подтверждающего проведение данной инвентаризации, может послужить причиной наложения административного штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.!
Если вы хотите заказать указанные работы в ГК «ЭКО ЦЕНТР», то вы можете обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
Для IV категории НВОС разработка ПНООЛР и разработка отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства отменен для всех категорий НВОС. Подготавливать и сдавать его не нужно!
4. Утверждение ПНООЛР.
В настоящий момент на основании п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» возможно утверждение ПНООЛР в государственных органах лишь для объектов I категории НВОС.
В этом случае нормативы образования отходов и лимиты на их размещение выдает Межрегиональное управление Росприроднадзора. Срок действия таких документов - 5 лет, но не позднее определенной законодательством даты получения КЭР.
В отдельных регионах (например, в Московской области, в Республике Крым и тд.) по соглашению о переданных полномочиях нормативы образования отходов и лимитов на их размещение вместо Межрегионального управления Росприроднадзора может выдавать уполномоченный орган субъекта РФ.
Для объектов, отнесенных ко II категории НВОС, ПНООЛР утверждает руководитель предприятия. В этом случае проект не имеет срока действия при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства и может быть запрошен проверяющим органом в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
5. Требуется ли сдавать технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами?
Ранее необходимость сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами была четко привязана к продлению срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Эти документы утверждались государственными органами при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.
С 01.01.2021 г. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», устанавливающий требования к предоставлению технического отчета, утратил силу.
Подготовка и сдача вышеуказанного отчета, исходя из действующих требований законодательства, не требуется.
6. Возможные штрафные санкции.
В 2019 г. в КоАП РФ были внесены изменения, которые ужесточили штрафы за нарушения в области обращения с отходами.
Так неисполнение обязанности по разработке и утверждению ПНООЛР теперь грозит административным штрафом по п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 350 тыс. руб.
Следует также иметь в виду, что отсутствие ПНООЛР может серьезно сказаться на размере платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
7. Особенности разработки ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР».
Главный секрет успешного проектирования в сфере обращения с отходами, применяемый ГК «ЭКО ЦЕНТР», - это опыт, накопленный в процессе выполнения огромного количества разноплановых работ.
Проектированием в сфере обращения с отходами в ГК «ЭКО ЦЕНТР» занимается профильный отдел, состоящий из специалистов, занимающихся исключительно данной тематикой. Паспортизация, нормативы утилизации, обращение с ТКО, инвентаризация отходов, требования по обустройству мест временного хранения, лицензирование - все эти вопросы оказываются взаимоувязанными при разработке ПНООЛР.
Доскональное знание технологических процессов, специфических отходов и обращения с ними позволяет найти оптимальные для заказчика решения.
Разработка ПНООЛР тесно увязана с паспортизацией отходов. В ГК «ЭКО ЦЕНТР» работы по проектированию и паспортизации выполняются совместно. И этому есть причина - собственная лаборатория, которая позволяет в короткие сроки выдать необходимые протоколы.
Наши специалисты несут ответственность за свои работы, поэтому ответят на любые вопросы по выполненным ПНООЛР - как со стороны заказчика, так и со стороны надзорных органов.
Каждый случай разработки ПНООЛР - индивидуален. Чтобы получить необходимые консультации, обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.
8. Частые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке ПНООЛР в сторонних организациях.
Чаще всего основные проблемы, связанные с разработкой ПНООЛР, лежат в плоскости недостаточного знания законодательной базы и недостаточного учета требований органов надзора.
Многие проектные фирмы основывают свой диалог с предприятиями и организациями, исходя из потерявших актуальность нормативно-правовых актов. Например, объектам III и IV категорий НВОС, не относящимся к субъектам МСП, предлагается разработка ПНООЛР, хотя это не требуется по нормам действующего законодательства.
Одновременно с этим, консультации неквалифицированных специалистов приводят к тому, что для объектов I и II категорий НВОС, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, напротив, не разработаны ПНООЛР, что приводит к существенным штрафам.
Большой проблемой является неправильный учет количества и состава образующихся в процессе производственной и хозяйственной деятельности отходов. Причем здесь есть две противоположные ситуации.
В первой из них в проекте учитывается слишком много позиций отходов, даже совсем экзотических, которые никогда не образовывались и не образуются на предприятии. Это приводит к дополнительным вопросам со стороны надзорных органов, а иногда и к серьезным проблемам, когда предприятие начинают подозревать в сокрытии информации, а также незаконном обращении с отходами.
Во второй ситуации часть отходов, напротив, не нормируется или нормируется в недостаточном количестве («Давайте мы вам сделаем поменьше!»). Это почти всегда заканчивается штрафами и сверхнормативными платежами.
Довольно-таки новой проблемой в последнее время стал учет в ПНООЛР отходов, направляемых на захоронение, из числа включенных в «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р. Это прямое нарушение законодательства, которое вне сомнения, также приведет к административным штрафам.
Минимизируйте риски!
Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.