Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)


Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - документ, который систематизирует данные о количестве образуемых в процессе деятельности предприятия или организации отходах, местах их временного накопления, последующего размещения, обезвреживания, утилизации и т.д.


1. Максимально коротко о ПНООЛР.

В соответствии с требованиями законодательства, разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС).

При этом:

  • для объектов I категории на основании ПНООЛР возможно получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Межрегиональном управлении Росприроднадзора;
  • для объектов II категории утверждение и согласование ПНООЛР в государственных органах не требуется (но требуется наличие ПНООЛР в составе природоохранной документации предприятия).

Отнесение к категории объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР. 

Ключевым условием для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности.

На все виды отходов с I по IV класс опасности, рассматриваемые в ПНООЛР, должны быть разработаны паспорта. На отходы V класса опасности - материалы биотестирования.

В случае невыполнения требований по разработке и утверждению ПНООЛР возможен административный штраф до 350 тысяч руб. в соответствии с п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ. 

Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», необходимо обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.


2. Нормативные основания для разработки ПНООЛР.

Несколько лет назад в России стартовала реформа государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Среди прочего, изменения коснулись и системы нормирования отходов.

Основным документом, определяющим необходимость разработки ПНООЛР, является Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного закона, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах I и II категорий НВОС.

Исходя из этого, обязанность разработки ПНООЛР (а именно в нем определяются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) на сегодняшний день не связана с отнесением объекта к категории малого и среднего предпринимательства, а основывается исключительно на присвоенной категории объекта НВОС.

С учетом положений п. 3, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ:

  • для объектов I категории НВОС нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР), однако, согласно Приказу Минприроды России от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения», расчеты нормативов образования отходов не являются приложением к заявке на получение КЭР, то есть ПНООЛР остается обязательным документом не только до, но и даже после получения КЭР;
  • для объектов II категории НВОС разрабатывается Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая включает информацию об отходах, однако, в соответствии с п. 25 Приложения 2 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», данная информация заполняется на основе ПНООЛР, то есть его наличие обязательно вне зависимости от подачи ДВОС.


3. Нужен ли ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС?

Разработка ПНООЛР для объектов III и IV категорий НВОС не является обязательным требованием, причем это также не зависит от отнесения объекта к категории малого и среднего предпринимательства.

Для III категории НВОС, согласно п. 5 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, разрабатывается отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, которая подается в государственный орган, осуществляющий экологический надзор, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Вместе с тем, для объектов III категории НВОС рекомендуется проведении инвентаризации отходов. Отсутствие документа, подтверждающего проведение данной инвентаризации, может послужить причиной наложения административного штрафа по ст. 8.5 КоАП РФ в размере до 100 тыс. руб.!

Если вы хотите заказать указанные работы в ГК «ЭКО ЦЕНТР», то вы можете обратиться в один из территориальных офисов группы компаний или позвонить по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

Для IV категории НВОС разработка ПНООЛР и разработка отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства отменен для всех категорий НВОС. Подготавливать и сдавать его не нужно!


4. Утверждение ПНООЛР.

В настоящий момент на основании п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» возможно утверждение ПНООЛР в государственных органах лишь для объектов I категории НВОС.

В этом случае нормативы образования отходов и лимиты на их размещение выдает Межрегиональное управление Росприроднадзора. Срок действия таких документов - 5 лет, но не позднее определенной законодательством даты получения КЭР.

В отдельных регионах (например, в Московской области, в Республике Крым и тд.) по соглашению о переданных полномочиях нормативы образования отходов и лимитов на их размещение вместо Межрегионального управления Росприроднадзора может выдавать уполномоченный орган субъекта РФ.

Для объектов, отнесенных ко II категории НВОС, ПНООЛР утверждает руководитель предприятия. В этом случае проект не имеет срока действия при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства и может быть запрошен проверяющим органом в процессе осуществления государственного контроля (надзора).


5. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

Необходимость сдачи технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами четко привязана к продлению срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Эти документы утверждаются государственными органами при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.

Подготовка и сдача вышеуказанного отчета, исходя из действующих требований законодательства, актуальна для объектов I и II категории НВОС до момента получения КЭР или подачи ДВОС.


6. Возможные штрафные санкции.

В 2019 г. в КоАП РФ были внесены изменения, которые ужесточили штрафы за нарушения в области обращения с отходами.

Так неисполнение обязанности по разработке и утверждению ПНООЛР теперь грозит административным штрафом по п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 350 тыс. руб.

Следует также иметь в виду, что отсутствие ПНООЛР может серьезно сказаться на размере платежей за негативное воздействие на окружающую среду.


7. Особенности разработки ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР».

Главный секрет успешного проектирования в сфере обращения с отходами, применяемый ГК «ЭКО ЦЕНТР», - это опыт, накопленный в процессе выполнения огромного количества разноплановых работ.

Проектированием в сфере обращения с отходами в ГК «ЭКО ЦЕНТР» занимается профильный отдел, состоящий из специалистов, занимающихся исключительно данной тематикой. Паспортизация, нормативы утилизации, обращение с ТКО, инвентаризация отходов, требования по обустройству мест временного хранения, лицензирование  - все эти вопросы оказываются взаимоувязанными при разработке ПНООЛР.

Доскональное знание технологических процессов, специфических отходов и обращения с ними позволяет найти оптимальные для заказчика решения.

Разработка ПНООЛР тесно увязана с паспортизацией отходов. В ГК «ЭКО ЦЕНТР» работы по проектированию и паспортизации выполняются совместно. И этому есть причина - собственная лаборатория, которая позволяет в короткие сроки выдать необходимые протоколы.

Наши специалисты несут ответственность за свои работы, поэтому ответят на любые вопросы по выполненным ПНООЛР - как со стороны заказчика, так и со стороны надзорных органов.

Каждый случай разработки ПНООЛР - индивидуален. Чтобы получить необходимые консультации, обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51. 


8. Частые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке ПНООЛР в сторонних организациях.

Чаще всего основные проблемы, связанные с разработкой ПНООЛР, лежат в плоскости недостаточного знания законодательной базы и недостаточного учета требований органов надзора.

Многие проектные фирмы основывают свой диалог с предприятиями и организациями, исходя из потерявших актуальность нормативно-правовых актов. Например, объектам III и IV категорий НВОС, не относящимся к субъектам МСП, предлагается разработка ПНООЛР, хотя это не требуется по нормам действующего законодательства

Одновременно с этим, консультации неквалифицированных специалистов приводят к тому, что для объектов I и II категорий НВОС, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, напротив, не разработаны ПНООЛР, что приводит к существенным штрафам.

Большой проблемой является неправильный учет количества и состава образующихся в процессе производственной и хозяйственной деятельности отходов. Причем здесь есть две противоположных ситуации.

В первой из них в проекте учитывается слишком много позиций отходов, даже совсем экзотических, которые никогда не образовывалось и не образуются на предприятии. Это приводит к дополнительным вопросам со стороны надзорных органов, а иногда и к серьезным проблемам, когда предприятие начинают подозревать в сокрытии информации, а также незаконном обращении с отходами.

Во второй ситуации часть отходов, напротив, не нормируется или нормируется в недостаточном количестве («Давайте мы вам сделаем поменьше!»). Это почти всегда заканчивается штрафами и сверхнормативными платежами. 

Довольно-таки новой проблемой в последнее время стал учет в ПНООЛР отходов, направляемых на захоронение, из числа включенных в «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. № 1589-р. Это прямое нарушение законодательства, которое вне сомнения, также приведет к административным штрафам.


Минимизируйте риски!

Чтобы заказать ПНООЛР в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.


Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2, ст. 18).

  • Приказ Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

  • Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Согласующие органы
  • Межрегиональное управление Росприроднадзора, в отдельных случаях - уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов I категории НВОС).

  • Руководитель предприятия / организации (для объектов II категории НВОС).
Результат работ
  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

  • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (для объектов I категории НВОС).
Срок действия
  • 5 лет, но не позднее получения КЭР (для объектов I категории НВОС).

  • Бессрочно при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства (для объектов II категории НВОС).
Ответственность
  • п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 350 тыс. руб.
Дата актуальности материала
  • 10 декабря 2020 г.
Дополнительная информация